Как соорудить фундамент для электрической машины?
Размеры и конструкции фундаментов для небольших электрогенераторов и электродвигателей часто определяются непосредственно при монтаже. При этом необходимо руководствоваться следующим.
Фундаменты машин нельзя располагать впритык к фундаментам соседних машин или связывать их с расположенными поблизости стенами зданий, чтобы избежать излишних сотрясений и шума. Машины, непосредственно соединенные с электродвигателями, при отсутствии общей фундаментной плиты необходимо ставить на общем для обеих машин фундаменте. Отдельные фундаменты в таких случаях, неравномерно расширяясь и оседая, дают перекосы и могут быть причиной крупных аварий.
Вес фундамента электрической машины, не имеющей торможения или реверсирования, должен быть равен (ориентировочно) десятикратному весу самой машины. Площадь фундамента зависит от грунта, в котором устанавливается фундамент, и от размеров самой машины (плиты или салазок) с припуском 100-250 мм на сторону.
Нагрузка на грунт определяется делением общего веса машины и фундамента (в кг) на площадь фундамента (в см2)
Нагрузка на грунт не должна превышать:
- для грунта песчаного – 1 кг/смг;
- глинистого – 2 кг/смг;
- скалистого – 4 кг/смг.
В противном случае фундамент может осесть или покоситься.
Общий вид фундамента приведен на Рис. 1, где размеры крепежных элементов машины определяют площадь фундамента. Обычно глубина заложения фундамента бывает 1-1,5 м в зависимости от глубины промерзания грунта. Над поверхностью пола фундаменты выступают на 15-20 см.
Установка электрических машин и выверка их положения на фундаменте при ременной передаче производится следующим образом.
К салазкам, установленным на фундаменте, но не закрепленным болтами, прикрепляют электрическую машину.
На обработанную поверхность салазок по длине укладывают ватерпас и проверяют правильность горизонтального положения машины.
Регулировка горизонтальности производится путем подгонки стальных клиньев между салазками и фундаментом. Правильность положения салазок в поперечном направлении проверяют при помощи стальной линейки и ватерпаса.
Совпадение средних плоскостей шкивов электрической машины и трансмиссии проверяют при помощи шнура, один конец которого прикрепляют к внешнему краю трансмиссионного шкива.
При правильном положении машины точки А. В, С и Д (см. Рис. 2) будут находиться на одной прямой. После этой проверки необходимо еще раз проверить горизонтальность положения машины н закрепить салазки на фундаменте.
Валы непосредственно соединенных электрических машин должны быть не только параллельны, но и составлять одну прямую линию.
Машины предварительно устанавливают «на глаз», а затем на концы вала надевают прибор с двумя остриями (см. Рис. 3) так, чтобы расстояние между остриями было минимальное.
Затем валы машин проворачивают в одном направлении и проверяют расстояние между остриями.
При необходимости под салазки или лапы машины подкладывают подкладки и добиваются, чтобы зазор между остриями прибора при всех положениях валов был одинаковым.
После этого машины крепятся болтами к салазкам или к общей раме, вкладываются и затягиваются гайками болты соединительной муфты, а затем окончательно еще раз проверяют установку машин.