Как соорудить фундамент для электрической машины?
Размеры и конструкции фундаментов для небольших электрогенераторов и электродвигателей часто определяются непосредственно при монтаже. При этом необходимо руководствоваться следующим.
Фундаменты машин нельзя располагать впритык к фундаментам соседних машин или связывать их с расположенными поблизости стенами зданий, чтобы избежать излишних сотрясений и шума. Машины, непосредственно соединенные с электродвигателями, при отсутствии общей фундаментной плиты необходимо ставить на общем для обеих машин фундаменте. Отдельные фундаменты в таких случаях, неравномерно расширяясь и оседая, дают перекосы и могут быть причиной крупных аварий.

Таблица 1. Вес 1 м3 фундамента. Таблица 2. Время выдерживания фундаментов до установки электрических аппаратов.
Вес фундамента электрической машины, не имеющей торможения или реверсирования, должен быть равен (ориентировочно) десятикратному весу самой машины. Площадь фундамента зависит от грунта, в котором устанавливается фундамент, и от размеров самой машины (плиты или салазок) с припуском 100-250 мм на сторону.
Нагрузка на грунт определяется делением общего веса машины и фундамента (в кг) на площадь фундамента (в см2)
Нагрузка на грунт не должна превышать:
- для грунта песчаного – 1 кг/смг;
- глинистого – 2 кг/смг;
- скалистого – 4 кг/смг.
В противном случае фундамент может осесть или покоситься.
Общий вид фундамента приведен на Рис. 1, где размеры крепежных элементов машины определяют площадь фундамента. Обычно глубина заложения фундамента бывает 1-1,5 м в зависимости от глубины промерзания грунта. Над поверхностью пола фундаменты выступают на 15-20 см.
Установка электрических машин и выверка их положения на фундаменте при ременной передаче производится следующим образом.
К салазкам, установленным на фундаменте, но не закрепленным болтами, прикрепляют электрическую машину.
На обработанную поверхность салазок по длине укладывают ватерпас и проверяют правильность горизонтального положения машины.
Регулировка горизонтальности производится путем подгонки стальных клиньев между салазками и фундаментом. Правильность положения салазок в поперечном направлении проверяют при помощи стальной линейки и ватерпаса.
Совпадение средних плоскостей шкивов электрической машины и трансмиссии проверяют при помощи шнура, один конец которого прикрепляют к внешнему краю трансмиссионного шкива.
При правильном положении машины точки А. В, С и Д (см. Рис. 2) будут находиться на одной прямой. После этой проверки необходимо еще раз проверить горизонтальность положения машины н закрепить салазки на фундаменте.
Валы непосредственно соединенных электрических машин должны быть не только параллельны, но и составлять одну прямую линию.
Машины предварительно устанавливают «на глаз», а затем на концы вала надевают прибор с двумя остриями (см. Рис. 3) так, чтобы расстояние между остриями было минимальное.
Затем валы машин проворачивают в одном направлении и проверяют расстояние между остриями.
При необходимости под салазки или лапы машины подкладывают подкладки и добиваются, чтобы зазор между остриями прибора при всех положениях валов был одинаковым.
После этого машины крепятся болтами к салазкам или к общей раме, вкладываются и затягиваются гайками болты соединительной муфты, а затем окончательно еще раз проверяют установку машин.