Как соорудить фундамент для электрической машины?

Размеры и конструкции фундаментов для небольших электрогене­раторов и электродвигателей часто определяются непосредственно при монтаже. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Фундаменты машин нельзя располагать впритык к фундаментам соседних машин или связывать их с расположенными поблизости сте­нами зданий, чтобы избежать излишних сотрясений и шума. Машины, непосредственно соединенные с электродвигателями, при отсутствии общей фундаментной плиты необходимо ставить на общем для обеих машин фундаменте. Отдельные фундаменты в таких случаях, неравномерно расширяясь и оседая, дают перекосы и могут быть при­чиной крупных аварий.

Таблица 1. Вес 1 м3 фундамента. Таблица 2. Время выдерживания фундаментов до установки электрических аппаратов.

Таблица 1. Вес 1 м3 фундамента. Таблица 2. Время выдерживания фундаментов до установки электрических аппаратов.

Вес фундамента электрической машины, не имеющей торможения или реверсирования, должен быть равен (ориентировочно) десятикрат­ному весу самой машины. Площадь фундамента зависит от грунта, в ко­тором устанавливается фундамент, и от размеров самой машины (плиты или салазок) с припуском 100-250 мм на сторону.

Таблица 3. Каменная кладка фундаментов и грунты.

Таблица 3. Каменная кладка фундаментов и грунты.

Нагрузка на грунт определяется делением общего веса машины и фун­дамента (в кг) на площадь фундамента (в см2)

Нагрузка на грунт не должна пре­вышать:

  • для грунта песчаного – 1 кг/смг;
  • глинистого – 2 кг/смг;
  • скалистого – 4 кг/смг.

В противном случае фундамент может осесть или покоситься.

Рисунок 1. Устройство фундамента для электрического двигателя.

Рисунок 1. Устройство фундамента для электрического двигателя.

Общий вид фундамента приведен на Рис. 1, где размеры крепежных элементов машины определяют площадь фундамента. Обычно глубина заложения фундамента бывает 1-1,5 м в зависимости от глубины промерзания грунта. Над поверхностью пола фундаменты выступают на 15-20 см.

Установка электрических ма­шин и выверка их положения на фундаменте при ременной пере­даче производится следующим образом.

К салазкам, установленным на фундаменте, но не закрепленным болтами, прикрепляют электричес­кую машину.

На обработанную поверхность салазок по длине укла­дывают ватерпас и проверяют пра­вильность горизонтального положения машины.

Рисунок 2. Схема проверки положения электрической машины.

Рисунок 2. Схема проверки положения электрической машины.

Регулировка гори­зонтальности производится путем подгонки стальных клиньев между салазками и фундаментом. Правиль­ность положения салазок в попереч­ном направлении проверяют при помощи стальной линейки и ватер­паса.

Совпадение средних плоско­стей шкивов электрической ма­шины и трансмиссии проверяют при помощи шнура, один конец кото­рого прикрепляют к внешнему краю трансмиссионного шкива.

При пра­вильном положении машины точки А. В, С и Д (см. Рис. 2) будут находиться на одной прямой. После этой проверки необходимо еще раз проверить горизонтальность положения машины н закрепить салазки на фундаменте.

Валы непосредственно соединенных электрических машин должны быть не только параллельны, но и составлять одну прямую линию.

Рисунок 3. Центровка валов

Рисунок 3. Центровка валов.

Машины предварительно устанавливают «на глаз», а затем на концы вала надевают прибор с двумя остриями (см. Рис. 3) так, чтобы расстояние между остриями было минимальное.

Затем валы машин проворачивают в одном направлении и проверяют расстояние между остриями.

При необходимости под салазки или лапы машины подкладывают подкладки и добиваются, чтобы зазор между остриями прибора при всех положе­ниях валов был одинаковым.

После этого машины крепятся болтами к салазкам или к общей раме, вкладываются и затягиваются гайками болты соединительной муфты, а затем окончательно еще раз проверяют установку машин.