Как работают асинхронные короткозамкнутые двигатели?
Запуск асинхронных короткозамкнутых двигателей малой и средней мощности производится чаще всего путем непосредственного включения статора двигателя в сеть.
Наиболее часто применяемая схема управления двигателем приведена на рис. 1.
Защита силовой цепи осуществляется плавкими предохранителями П и двумя тепловыми реле 1РТ и 2РТ. Плавкие предохранители П защищают силовую цепь от коротких замыканий, а тепловые реле 1РТ и 2РТ защищают двигатель от перегрузок, превышающих номинальную нагрузку на 10—20%.
Включение и отключение двигателя производится линейным контактором Л, н/о силовые контакты которого находятся в силовой цепи двигателя. Управление двигателем производятся дистанционно от кнопочной станции, состоящей из двух кнопок, Пуск и Стоп.
Линейный контактор Л и тепловые реле 1РТ и 2РТ представляют собой один аппарат — магнитный пускатель. При нажатии кнопки Пуск катушка контактора Л получает питание и притягивает якорь с укрепленными на нем подвижными контактами. При помощи силовых контактов двигатель включается в сеть, а блокировочный н/о контакт Л шунтирует кнопку Пуск, что позволяет отпустить эту кнопку, не прерывая питания катушки Л.
Остановка двигателя осуществляется кнопкой Стоп, а в случае перегрузки двигателя — размыканием контактов тепловых реле 1РТ и 2РТ.
Магнитный пускатель осуществляет также так называемую «нулевую защиту». При снижении напряжения на катушке Л до величины 0,8 U/ном. якорь контактора отпустится и двигатель отключится.
Если по условиям технологического процесса необходимо изменять направление вращения производственного механизма, то управление двигателем осуществляется при помощи реверсивного магнитного пускателя, состоящего из двух контакторов: В — «вперед» и Н — «назад», которые управляются соответствующими кнопками Вп, Нз и Стоп (рис. 2).
Защита силовых цепей аналогична схеме, приведенной на рис. 1. Для предотвращения одновременного включения контактов В и Н (что может привести к короткому замыканию в силовой цепи) в схеме предусмотрены две блокировки. Одна из них выполнена н/з контактами Н и В в цепях катушек контакторов и исключает возможность одновременного включения контакторов Н и В. Вторая блокировка, выполненная контактами кнопок управления, предусматривает размыкание цепи отключаемого контактора, прежде чем произойдет замыкание цепи включаемого.
На рис. 3 представлена схема управления асинхронным короткозамкнутым двигателем с активным сопротивлением в статорной цепи. Эта схема применяется для ограничения колебаний напряжения в маломощных электрических сетях при значительных пусковых токах.
При нажатии на кнопку Пуск контактор У включает статор двигателя в сеть через ограничивающее сопротивление. Одновременно приходит в действие пристроенное к контактору маятниковое реле РУ. Это реле включит контактор Л спустя то время, которое необходимо для разбега двигателя до номинальной скорости.
Контактор Л сработает и своими главными контактами зашунтирует ограничивающее сопротивление.
Во всех вышеприведенных схемах торможение привода происходит за счет сил трения. Приведем некоторые схемы, предусматривающие электрическое торможение.
Схема с динамическим торможением представлена на рис.4. При нажатии кнопки Пуск включается катушка контактора Л, который своими главными контактами подключает статор двигателя к сети переменного тока. Блок-контакт контактора Л включает катушку реле времени РВ в сеть постоянного тока, и реле РВ, срабатывая, замыкает свой н/о контакт в цепи катушки контактора торможения Т. На этом заканчивается операция пуска.
При нажатии на кнопку Стоп размыкается цепь катушки контактора Л, контакты которого отключают двигатель от переменного тока. Нормально-закрытый блок-контакт контактора Л подготавливает цепь для включения контактора Т, а н/о блок-контакт Л размыкает цепь катушки реле времени РВ.
Одновременно через замкнутый контакт реле времени РВ и н/з блок-контакт Л получит питание катушка контактора Т, которая встанет на самоблокировку при помощи н/о блок-контакта Т и таким образом подключит статор двигателя к сети постоянного тока. Двигатель при этом работает в режиме динамического торможения.
Реле времени РВ настроено так, чтобы его выдержка была несколько больше времени торможения электродвигателя, поэтому реле своими контактами разомкнет цепь контактора Т после того, как произойдет остановка двигателя.
На рис. 5 изображена схема управления асинхронным короткозамкнутым двигателем в режиме противовключения. Пуск осуществляется аналогично вышеприведенным схемам. При нажатии на кнопку Стоп катушка контактора Л теряет питание и двигатель отключается от сети. Нормально-закрытый блок-контакт Л замкнется, и катушка контактора Т получит питание. Во время вращения двигателя контакты реле контроля скорости РКС замкнуты и размыкаются при скорости двигателя , близкой к нулю.
Таким образом, до размыкания контактов РКС, т. е. почти до полной остановки привода, двигатель работает в режиме противовключения, что обеспечивает быструю остановку его.