Разновидности ремонта электродвигателей

Любой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, время от времени должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта. При длительной работе в нем могут появиться раз­личные дефекты. Если их своевременно не устранить, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется полностью заме­нить обмотку. В некоторых случаях повреждения могут оказаться на­столько большими, что восстановить электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом. Чем надежнее изготовлен электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше вероятность появления дефектов в нем и тем реже придется ремонтировать его.

Схема подсоединения электродвигателя

Схема подсоединения электродвигателя.

Совсем отказаться от проведения предупредитель­ного ремонта электродвигателей, однако, нельзя. В любом элек­тродвигателе имеются подшипники качения или подшип­ники скольжения. Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превышает 8 000 – 10 000 ч., что со­ставляет чуть больше одного года непрерывной работы.

На практике подшипники качения часто служат и боль­ше этого срока. Но гарантировать высокую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роли­коподшипников нельзя. Поэтому если не заменить, то по крайней мере проверить подшипник, отработавший га­рантированное число часов, необходимо.

В подшипниках скольжения при работе из-за выра­ботки увеличивается зазор между шейкой вала и вкла­дышем. Если величина этого зазора превзойдет макси­мально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при дальнейшем срабатывании вкладыша ротор заденет за статор. Крупное повреждение электродвигателя в этом случае неизбежно. Поэтому необходимо следить за величиной зазора в подшипниках и своевременно производить перезаливку сработавшихся вкладышей.

Схемы подключения однофазного электродвигателя

Схемы подключения однофазного электродвигателя.

Проверка и тем более замена подшипника качения или неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины или механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых кры­шек.

Для полной проверки электродвигателя после снятия торцевых крышек остается вынуть ротор, что при нали­чии приспособлений для выемки ротора большого труда не составляет. Выемка ротора для полной проверки необходима, так как некоторые дефекты статора и ротора можно обна­ружить только при вынутом роторе.

Ремонт электродвигателя с полной разборкой назы­вается капитальным ремонтом. В объем капитального ремонта, кроме полной разборки входят: чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например перебандажировка схемной части обмотки статора, замена ослабевших клиньев и т. д.); покраска, если необходимо, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора; про­мывка и проверка подшипников; если необходимо, пере­заливка подшипников скольжения или замена подшип­ников качения; проведение профилактических испытаний.

Кроме ремонта электродвигателя с полной разборкой, производится так называемый текущий ремонт, при котором заменяется смазка и измеряются зазоры в подшип­никах скольжения или добавляется смазка и осматриваются сепараторы в подшипниках качения, произво­дятся чистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, производится осмотр обмоток и стали в доступных местах.

В какие же сроки должен производиться ремонт электродвигателей?

По ПТЭ капитальный ре­монт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях по температуре и загрязненности окружающего воздуха, дол­жен производиться не реже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в нормальных условиях, срок капитального ремонта устанавливается в зависимости от местных условий. Периодичность теку­щего и капитального ремонтов устанавливается главным инженером

Схема устройства электродвигателя

Схема устройства электродвигателя.

Ответственными принято считать такие механизмы, отключение которых может вызвать остановку или сни­жение нагрузки котла, турбины или создать угрозу повреждения их.

К числу ответственных механизмов относятся дымо­сосы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и цир­куляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд дру­гих механизмов. В некоторых случаях к числу ответ­ственных относятся также сетевые насосы.

Роль и значение указанных механизмов действитель­но велика. Например, отключение дымососа, дутьевого вентилятора или вентилятора первичного воздуха при­ведет, в лучшем случае, к снижению нагрузки или пол­ной остановке котла, а в худшем, если откажет блоки­ровка, и к взрыву в котле. Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резерв­ного насоса приведет к остановке котла, а при промед­лении с остановкой котла – и к его повреждению из-за упуска воды.

Практически большинство крупных электродвигате­лей, установленных на электростанции, являются ответственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некоторые другие. Их отключение не вызовет немедленного снижения на­грузки и повреждения котла и турбины. Однако при вы­ходе из строя этих электродвигателей на время их ре­монта или замены на электростанции может сложиться аварийное положение, иногда со снижением нагрузки.

Деление электродвигателей на ответственные и не­ответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из них следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах по­сле аварийного положения, а какие можно при этом отключить, чтобы облегчить пуск ответственных двига­телей. При определении сроков ремонта делить средние и крупные электродвигатели на ответственные и не­ответственные вряд ли целесообразно. Не следует забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен киловатт, где бы он ни был установлен, принесет большой ущерб производству.

Схема клеммной коробки трехфазного электродвигателя

Схема клеммной коробки трехфазного электродвигателя.

Вполне очевидно, что рисковать выходом такого электродвигателя из строя из-за несвоевременного пре­дупредительного ремонта недопустимо. Поэтому все средние и крупные электродвигатели при определении сроков между ремонтами целесообраз­но считать ответственными.

В отношении мелких двигателей (мощностью до 100 кВт) следует придерживаться другого подхода.

Возможность появления устранимых дефектов в обмотке статора и ротора этих двигателей по сравне­нию с более крупными двигателями значительно ниже. Дефекты в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих двигателей, как правило, развиваются медленнее, чем в крупных, и их можно заблаговременно обнару­жить и устранить, не доводя дело до выхода электро­двигателя из строя. Наконец, если и произойдет повреж­дение двигателя, то стоимость его перемотки, по сравне­нию со стоимостью перемотки крупных электродвигате­лей, невелика.

Поэтому для мелких электродвигателей при опреде­лении сроков между ремонтами следует учитывать, на каких они механизмах установлены, на ответственных или нет.

Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки между ремонтами должны обеспечить надеж­ную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В противном случае дело может кончиться серьезной аварией. Например, аварийный вы­ход из строя небольшого электродвигателя насоса охлаждения генератора при отсутствии резерва может привести к снижению нагрузки или остановке генера­тора, а выход электродвигателя любого маслонасоса – к повреждению крупного агрегата, на котором установ­лен маслонасос.

Для мелких электродвигателей неответственных ме­ханизмов ремонт можно производить только при обна­ружении какого-либо дефекта, или, как говорят, по мере необходимости.

Схема управления бесколлекторным электродвигателем

Схема управления бесколлекторным электродвигателем.

Итак, по ПТЭ периодичность капитального и теку­щего ремонта электродвигателей, в зависимости от усло­вий их работы, устанавливается главным инженером. Какими же соображениями следует руководствовать­ся при подготовке решения главного инженера?

Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от условий их работы, делать капитальный ремонт 1 раз в год. Раньше так и поступали. Но такое решение будет неправильным. Слишком частая разборка и сборка электродвигателей не только не повысит их надежность, но при недостаточно высоком качестве ре­монта может привести к обратному результату. При не­осторожной разборке может быть допущено задевание ротором или торцевой крышкой за обмотку и поврежде­ние ее. Могут быть повреждены подшипники при непра­вильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в результате электродвига­тель выходит из строя через непродолжительное время после ремонта. Поэтому упор нужно делать не на более частый ремонт, а на более высокое качество его прове­дения.

Не следует забывать и главного: слишком частый ре­монт приведет к ненужным, неоправданным трудовым и материальным затратам на ремонт электродвигателей.

Однако из сказанного не следует делать вывод, что во всех случаях капитальный ремонт 1 раз в год не нужен. Например, для вновь смонтированных электродвига­телей, особенно средней и крупной мощности, первый капитальный ремонт имеет смысл проводить че­рез год с начала эксплуатации. Деревянные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они изготовлены из недостаточно сухого ма­териала, за это время успеют высохнуть и начнут вы­падать. Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабнуть креп­ления лобовых частей. За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном двигателе большин­ство других дефектов, которые могли быть допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.

Наконец, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, насколько сильно он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По ре­зультатам осмотра будет приниматься решение о перио­дичности дальнейших ремонтов.

Срок выполнения последующих капитальных ремон­тов, если электродвигатель работает нормально и заме­чаний по нему нет, как правило, будет определяться со­стоянием его подшипников.

Схема управления трехфазным электродвигателем

Схема управления трехфазным электродвигателем.

При подшипниках скольжения решающим является величина зазора между вкладышем и валом. Срок служ­бы подшипников скольжения колеблется в больших пре­делах, от одного-двух лет до десяти.

Указать заранее, через сколько лет придется переза­ливать вкладыши подшипников, и определить тем самым срок капитального ремонта электродвигателей не пред­ставляется возможным.

Необходимо периодически 1 раз в год замерять за­зоры в подшипниках электродвигателя и, если они воз­росли до величины, близкой к максимально допустимой, предусматривать на следующий год капитальный ремонт этого электродвигателя. Если зазор увеличился за ко­роткий промежуток на большую величину, то капиталь­ный ремонт следует выполнить при ближайшей возмож­ности.

Практически капитальный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения в большинстве случаев достаточно производить 1 раз в 3 года или, судя по успеш­ному опыту эксплуатации на ряде электростанций, еще реже. По-видимому, для таких электродвигателей целе­сообразно переходить на капитальный ремонт по мере необходимости и только первый ремонт производить че­рез год с начала эксплуатации.

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=gvpPu8DwYBc

При определении периодичности капитального ремон­та электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.

Для быстроходных электродвигателей (1 500 и осо­бенно 3 000 об./мин) капитальный ремонт должен произ­водиться по истечении 8 000 – 10 000 ч. работы. При этом целесообразно подшипники, отработавшие при 3 000 об./мин 8 000- 10 000 ч., заменять на новые, если в них даже не будет обнаружено внешних дефектов.

Схемы включения асинхронных электродвигателей

Схемы включения асинхронных электродвигателей.

Для электродвигателей со скоростью 1000 об./мин и менее капитальный ремонт допустимо производить 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие внешних дефектов, в этом случае можно оставлять на следующий срок.

Если в электродвигателе при его работе будут обна­ружены дефекты, как, например, утечка масла из под­шипника и попадание его на обмотку, или произойдет забивание вентиляционных каналов пылью, грязью, что приведет к повышенному нагреву активной стали и обмотки, то капитальный ремонт должен быть выполнен при первой возможности.

Капитальный ремонт электродвигателей желательно (но не обязательно) совмещать с проведением капи­тального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти двигатели относятся. В этом случае ремонт может быть выполнен в достаточно продолжительный срок, без спешки и, следовательно, более качественно. Кроме того, при этом уменьшается число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпа­дает необходимость в дополнительной центровке электродвигателей с агрегатом.

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=3lrsTMphAJs

Для мелких электродвигателей (мощностью до 100 кВт), установленных на ответственных механизмах, капитальный ремонт достаточно производить 1 раз в 2-3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 кВт, установленных на неответственных агрегатах, вполне допустимо производить капитальный ремонт только при обнаружении какого-либо дефекта (по мере необходи­мости).

Текущий ремонт средних и крупных электродвигате­лей следует производить 1 раз в год.

Для мелких электродвигателей периодичность теку­щего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=kFA-PKWEuaY

Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться в зависимости от условий их работы.