Эксплуатация и ремонт электродвигателей
Для правильной и безотказной работы вашего оборудования, в данном случае электродвигателей, необходимо во время обходов и осмотров обращать внимание на изменения в работе, выявлять неисправности и своевременно принимать меры по их устранению. Речь пойдет об электродвигателях мощностью до 100 кВт, в которых используются обычные, закрытые подшипники.
Самая первая и частая причина – это износ подшипников. Так как их качество, особенно в последнее время, очень низкое. Этот фактор проявляется повышением шума электродвигателя. Шум может создавать как один, так и оба подшипника. Для того чтобы определить, какой именно, я пользуюсь “дедовским” и безупречным способом – “слушаю” подшипник через кусок проволоки длиной 30-50 см и диаметром 6 мм. Один конец прикладываю к крышке электродвигателя, в место, где находится подшипник, а на второй конец кладу большой палец руки и прикладываю к уху. Этим способом пользуюсь очень давно.
Двигатель в основном работает в паре с каким-нибудь оборудованием.
И когда оно близко (например, соединено через муфту), то сразу быстро и не понять, какой агрегат имеет нехорошие симптомы.
Используя такой метод, можно с большой точностью сказать, какой агрегат и какие подшипники пора менять. Издавая шум, подшипник необязательно будет греться. Он может оставаться и в нормальной рабочей температуре, но, выявив и найдя, какой подшипник пора менять, с этим вопросом тянуть нельзя. При первой возможности поменять. Электродвигатели по температурному режиму в работе могут отличаться друг от друга: одни – холоднее, другие – горячее. В процессе работы, обслуживая оборудования, уже знаешь, где что не в порядке.
Если электродвигатель работает постоянно в горячем режиме, то время от времени можно заменять смазку, но, как правило, ее может хватать до следующей замены подшипников, если вы пользуетесь хорошей и качественной смазкой. На быстрый износ подшипников влияет вибрация, даже если электродвигатель сам, без присоединенной нагрузки, работает идеально, а в совокупности идет вибрация, это уже плохо. Если есть возможность сбалансировать, то это сделать надо обязательно, пойдет только на пользу.
К важнейшему и первостепенному фактору надо отнести защиту электродвигателя. Надо таким образом подобрать, чтобы она не срабатывала раз за разом, а могла выдерживать пиковые нагрузки не “выбивая”. Сделать это можно, используя клещи нагрузки, хорошо измерить при разных нагрузках и, исходя из замеров, установить тепловое реле соответствующего номинала, этим вы обезопасите и электродвигатель.
В основном, на всех предприятиях, устанавливаются графики ремонтов, это такая хорошая процедура и возможность позаниматься наболевшими вопросами. И если вы со всей серьезности позанимаетесь закрепленным за вами оборудованием, то год спокойной жизни вам гарантирован. Электрооборудование, хорошо отремонтированное, может работать год и больше.
И еще пару слов о внешнем виде: после всех проведенных ремонтов или ревизий возьмите кисть и хозяйственное мыло и хорошо намажьте электродвигатель, чтобы был в пене. Спустя 30 минут пену смыть и насухо вытереть, электродвигатель будет с матовым оттенком.