Как определить витковое замыкание в обмотках?

В процессе эксплуатации электрооборудование (в частности, рассмотрим асинхронные и коллекторные двигатели), к примеру, электродрели, имеет свойство ломаться. Конечно, если обслуживающий персонал свои обязанности исполняет добросовестно и своевременно реагирует даже на незначительные изменения или сбои в работе электрооборудования, то на таких «печальных» минут будет меньше. Но в жизни все бывает: не сработала защита, или автоматика по номиналам в порядке, а движок сгорел. К таким неисправностям обмоток статора или якоря относится витковое замыкание.

Схема дефектации электрооборудования

Схема дефектации электрооборудования.

От чего оно происходит? В большинстве случаев от перегрева. Слой лака, которым пропитывается обмоточный провод, имеет какие-то температурные пределы, выше которых он просто разрушается, после чего витки между собой соединяются. Достаточно одной такой спайки – и двигатель будет неисправен. Такая «болячка» лечится только хирургическим вмешательством, и двигатель надо отдавать на перемотку.

Чтобы сделать заключение о витковом замыкании, его нужно сначала определить. Способов этих не так уж и много.

Первый способ определения замыкания

Если у двигателя в барно выходит шесть проводов, то это поиск упрощает. Надо разобрать схему подключения, найти катушки фаз. Это делается тестером.

Межвитковое замыкание в катушке

Межвитковое замыкание в катушке.

Теперь представим, что перед нами обыкновенный трансформатор с тремя одинаковыми обмотками. Подаем на одну обмотку напряжение 12, 24, 36 В, а на других катушках производим замеры. Если все нормально, то на двух других катушках будет такое же напряжение. Катушка с витковым замыканием напряжение показывать не будет.

Если у двигателя в барно только три конца (соединение звездой), то здесь определить витковое замыкание будет сложнее. Для проверки таким методом необходимо вывести общую точку из схемы. На сайте есть статья, где описано, как это делается. И когда у вас «звезда» будет доступна, проделываем вышеописанные манипуляции. Как вы поняли, для определения виткового замыкания таким методом нужен понижающий трансформатор (12, 24 или 36 В).

Второй способ определения замыкания

Можно сделать такое приспособление. Из полосок трансформаторного железа набирается пакет в виде подковы, зазор делается 5 мм, железо обматывается изолентой, на которую наматывается катушка. Расчет делается по типу намотки трансформаторов. Но питаться эта катушка будет от понижающего трансформатора 30 вольт. Провод можно использовать 0.3 мм2.

Приспособление для нахождения виткового замыкания

Приспособление для нахождения виткового замыкания.

Внизу я выставлю фотографии этого приспособления. Мы называли его «обезьянкой» (происхождение такого названия не знаю). Но для двигателей угол окончания железа другой. У меня на фото приспособление для проверки якорей. В общем, угол делается такой, чтобы железо «обезьянки» плотно прилегало к железу статора или якоря.

Проверяется следующим образом: подаете питание на эту катушку 30 В, прикладываете к пазу якоря, а к противоположной стороне, где уложена вторая половина тестируемой обмотки, прикладываете кусок полотна от ножовки по металлу. И так паз за пазом проверяете. В месте виткового замыкания полотно будет дребезжать.

Вот такие несложные методы можно применить для определения места виткового замыкания.

Вот что представляет собой это приспособление

Это приспособление для проверки небольших якорей. Для проверки двигателей ширину железа можно взять 50-60 мм.