Электрическая защита асинхронных электродвигателей
Надежная и бесперебойная работа двигателя обеспечивается в первую очередь правильным выбором его номинальной мощности, соблюдением необходимых требований при проектировании электрической схемы, монтаже и эксплуатации электропривода. Однако даже для правильно спроектированных и эксплуатируемых электроприводов всегда остается опасность возникновения аварийных и ненормальных для двигателя режимов. На этот случай должны быть предусмотрены средства для ограничения развития аварий и предотвращения преждевременного выхода оборудования из строя.

Схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя.
Главным и наиболее действенным средством является электрическая защита двигателей, выполняемая в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
В зависимости от характера возможных повреждений и ненормальных режимов работы, различают несколько основных наиболее распространенных видов электрической защиты асинхронных двигателей.
Максимально-токовая защита, именуемая в дальнейшем для краткости максимальной защитой. Аппараты, осуществляющие максимальную защиту (плавкие предохранители, электромагнитные реле, автоматические выключатели с электромагнитным расцепителем), практически мгновенно, т. е. без выдержки времени, отключает двигатель от сети при появлении в главной цепи или в цепи управления токов короткого замыкания или ненормально больших толчков тока.
Защита от перегрузки, или тепловая защита, предохраняет двигатель от недопустимого перегрева при сравнительно небольших по величине, но продолжительных перегрузках. Аппараты тепловой защиты (тепловые реле, автоматические выключатели с тепловым расцепителем) при возникновении перегрузки отключают двигатель с определенной выдержкой времени, тем большей, чем меньше перегрузка.
Защита от работы на двух фазах предохраняет двигатель от недопустимого перегрева, который может наступить вследствие обрыва провода или перегорания предохранителя в одной из фаз главной цепи. Защита действует на отключение двигателя. В качестве аппаратов защиты применяются как тепловые, так и электромагнитные реле. В последнем случае защита может не иметь выдержки времени.
Защита минимального напряжения (нулевая защита) выполняется с помощью одного или нескольких аппаратов, действует на отключение двигателя при снижении напряжения сети ниже установленного значения, предотвращая возможный перегрев двигателя и опасность его «опрокидывания», т. е. остановки вследствие снижения электрического момента. Нулевая защита предохраняет также двигатель от самопроизвольного включения после перерыва питания.
Кроме того, существуют и некоторые другие, реже встречающиеся виды защиты (от повышения напряжения, однофазных замыканий на землю в сетях с изолированной нейтралью, увеличения скорости вращения привода и т. п.).
Аппараты электрической защиты могут осуществлять один или сразу несколько видов защиты. Так, некоторые автоматические выключатели с комбинированным расцепителем обеспечивают максимальную защиту, защиту от перегрузки и от работы на двух фазах.
Одни из аппаратов защиты, например плавкие предохранители, являются аппаратами однократного действия и требуют замены после каждого срабатывания. Другие, такие как электромагнитные и тепловые реле, - аппараты многократного действия. Последние различаются по способу возврата в состояние готовности на аппараты с самовозвратом и с ручным возвратом.
Выбор того или иного вида защиты или нескольких одновременно производится в каждом конкретном случае с учетом степени ответственности привода, его мощности и условий работы. Большую пользу могут принести анализ данных по аварийности электрооборудования в цехе, на строительной площадке, в мастерской и т. п. определение наиболее часто повторяющихся нарушений нормальной работы двигателей и технологического оборудования.
Существенное значение имеют правильный выбор и настройка аппаратов защиты. Например, иногда наблюдается повышенный выход из строя двигателей из-за работы на двух фазах вследствие сгорания плавкой вставки в одной фазе. Но во многих случаях сгорание вставки происходит не в результате однофазного короткого замыкания (пробоя на корпус), а вызвано неправильным выбором вставок, установкой в разных фазах случайно найденных предохранителей с разными токами расплавления вставок.
Опыт многих предприятий показывает, что при высоком качестве ремонта двигателей, тщательном выполнении монтажа, надлежащем уходе за контактами пускателей и контакторов и правильном выборе плавких вставок работа двигателей на двух фазах практически исключается и установки специальной защиты не требуется.
- Добавить комментарий