Производственная инструкция по эксплуатации электродвигателей

Для привода насосного оборудования и тягодутьевых механизмов в котельных применяются, как правило, асинхронные односкоростные короткозамкнутые электродвигатели напряжением 380 вольт.

Номинальными параметрами электродвигателей являются мощность, напряжение, ток, скорость вращения и коэффициент мощности. Номинальные данные электродвигателя указываются на щитке (заводской табличке), который крепится к его корпусу.

Типы станций управления электродвигателями

Типы станций управления электродвигателями.

1. Допустимые режимы работы электродвигателей.
1.1. Двигатели допускают длительную работу с номинальной нагрузкой при отклонении напряжения от номинального в пределах от +10 до -5 %.
1.2. Номинальной температурой входящего воздуха для электродвигателей считается +40°С. Мощность двигателя, при температуре охлаждающего воздуха выше номинальной, должна быть уменьшена. Минимальная температура входящего воздуха не нормируется. Предельно допустимое превышение температуры частей двигателя при температуре окружающей среды +40°С для классов изоляции «А»: обмотки - 60°С; активной стали - 60°С, для изоляции класса «B»: обмотки и активной стали - 80°С. Предельно допустимые температуры частей двигателя равны предельной допустимой температуре для данной части плюс номинальная температура окружающей среды.
1.3. Для подшипников качения предельно допустимая температура равна 100°С. В большинстве случаев фактическая температура значительно ниже этой величины. Если температура подшипников заметно повысилась в сравнении с длительно наблюдавшейся температурой, а температура двигателей и наружного воздуха остались на прежнем уровне, то это указывает на появление дефекта в подшипнике.
1.4. Допустимая амплитуда вибрации двигателя, измеренная на каждом подшипнике, не должна превышать при частоте вращения 3000 об/мин. 0,05 мм, а при частоте вращения 1500 об/мин. - 0,01 мм. Повышенная вибрация увеличивает износ подшипников, возможно задевание ротора за статор, поломка вала ротора, нарушение контакта в обмотках.
1.5. Холодный двигатель с короткозамкнутым ротором допускается пускать 2-3 раза подряд, горячий - не боле 2-ух раз подряд, так как при большом числе пусков подряд, обмотки двигателей недопустимо перегреваются от пускового тока, что резко сокращает срок службы.
2. Надзор и уход за двигателями.
2.1. Надзор за нагрузкой двигателей, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, поддержание уровня смазки в подшипниках, а также пуск и остановка двигателей осуществляется персоналом, обслуживающим механизм. Персонал службы главного энергетика ОБЯЗАН: периодически осматривать электродвигатели, контролировать режим их работы по всем показателям, производить ремонт и испытания.
2.2. Надзор и уход за подшипниками двигателей состоит в контроле за их температурой и отсутствием повышенного шума. Смена смазки в подшипниках качения производится, как правило, один раз в год.
2.3. Надзор и уход за охлаждением двигателей заключается в регулярной очистке всасывающих проемов торцевых крышек двигателей от пыли и грязи
3. Неисправности электродвигателей и их причины.

Схема работы электродвигателя

Схема работы электродвигателя.

3.1. При включении электродвигатель не вращается, гудит, или вращается, но очень медленно. Может быть несколько причин:

3.2. При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев подшипников качения. Может быть несколько причин:

  1. Отсутствие смазки в результате вытекания или высыхания из-за несвоевременной замены.
  2. Излишки смазки. Обычно этот дефекта наблюдается после ремонта. Необходимо уменьшить количество смазки, что бы она занимала объем не более 2/3 свободного пространства.
  3. Появление дефектов в подшипнике: раковин, срабатывания тел качения, разрушение сепаратора и задевание его за обойму подшипника. Появление раковин, трещин, выработок в рабочих поверхностях, обойм, на шариках или роликах подшипников сопровождается появлением повышенного шума при вращении подшипника. Двигатель при первой возможности должен быть остановлен для ремонта.
  4. Срабатывание сепаратора обнаруживается по наличию следов металла (блестков) в смазке, а также по заметному проседанию сепаратора вниз, с касанием обойм.

3.3. При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев его корпуса. Возможно несколько причин:

  1. Перегрузка двигателя по току. Для снижения нагрузки необходимо прикрыть напорную задвижку на нагнетании насоса либо регулирующий шибер на тягодутьевом механизме.
  2. Забивание грязью и пылью защитных сеток в торцевых щитах со стороны подвода холодного воздуха.
  3. Забивание грязью и пылью вентиляционных каналов в стали статора и ротора.
  4. Нарушение изоляции между листами стали статора.
  5. При работе двигателя из него появляются искры и дым. Защита не работает. Наиболее вероятная причина - задевание ротора за статор. Необходимо электродвигатель отключить аварийно.
  6. Обрыв цепи статора при работе двигателя. Двигатель будет продолжать работать. При номинальной нагрузке ток в одной фазе станет равным нулю, в двух других увеличится. Во избежание перегрева и перегревания обмоток статора двигатель следует отключить.
  7. Сильная вибрация. При появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть выведен в ремонт при первой возможности, а при сильной и возрастающей вибрации двигатель должен быть остановлен аварийно.
  8. При несчастном случае с людьми или поломке приводного механизма электродвигатель отключается от сети. Если произошло аварийное отключение электродвигателя, включают в работу электродвигатель резервного агрегата.

http://youtu.be/SLf6AOt9-Us

Повторное включение автоматически отключившегося электродвигателя производится только после его осмотра. Если при автоматическом отключении электродвигателя ответственного механизма включение резервного невозможно, то допускается после осмотра включение отключившегося электродвигателя.

При наличии явных признаков короткого замыкания, несчастных случаев с людьми или поломке механизма включение автоматически отключившегося электродвигателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий

×
Top